Лениниана - произведения искусства и литературы, посвящённые Владимиру Ильичу Ульянову (Ленину). Живопись, скульптура, кино, литература, филателия, фалеристика, фольклор, театр и многое другое.



Лениниана | Статьи, очерки, публицистика

Смирнов Д. | Ленин и Сталин в творчестве Народов Севера

Царское правительство проводило на Севере грабительскую колониальную политику. Природные богатства Севера варварски уничтожались. Правовое положение народов всячески ущемлялось, культивировалась их отчужденность, замкнутость. Налоги и подати (ясак) душили обнищавшее население. Народности Севера вымирали. "Царизм выступал в качестве палача и мучителя нерусских народов" [Прим. – "История ВКП(б). Краткий курс", гл. I, стр. 6.].

Великая Октябрьская Социалистическая революция уничтожила всякую зксплоатацию и национальное угнетение. Ленинско-сталинская национальная политика возвратила к жизни вымиравшие народы. Открылись могучие, неиссякаемые истоки народного творчества, национального по форме, социалистического по содержанию.

Народы Севера, освобожденные от капиталистической кабалы, впервые запели свободно и радостно, увековечивая в народных произведениях важнейшие события своей жизни, величайших на земле эпических героев, своих самых любимых, родных и мудрых вождей Ленина и Сталина.

Ленин и Сталин осуществили заветные мечты народов всего мира. Они призвали к творческому созидательному труду все народы нашей великой родины. Вот почему освободительная роль Ленина и Сталина является лейтмотивом устного творчества народов Севера.

Ленин выступает как борец против поработителей, как руководитель вооруженного восстания пролетариата, как вождь революции.

Словно как после грома и грозы
Грязи и сора не стало,
Так Октябрь землю омыл,
Так рабочие и крестьяне
Под руководством Ленина
Царя и богачей прогнали,
Советскую власть установили, -

поется в нанайской песне о Ленине [Прим. – Самар Аким, "Нанаи Дярини", Гослитиздат, Л., 1938, стр. 41.].

Образ Ленина-освободителя сливается в сознании народном с его простотой, добротой и могуществом:

Ленин мудр, и храбр, и силен,
Он царя в мешок запрятал
И купцов в мешок запрятал.
Он велик, и добр, и честен.
Только правду любит Ленин.
[Прим. – "Ленин и Сталин в поэзии народов СССР", Гослитиздат, М., 1938, стр. 264, "Песня о возвращенном солнце".]

Смерть Владимира Ильича вызвала всенародную скорбь. Горестные чувства прорвались в виде песен, преданий и сказок о Ленине, в которых народ оплакивал своего вождя и навеки запечатлел его образ. Сколько подлинного, неприкрашенного горя вылилось, например, в мансийском плаче о Ленине:

До нашего дальнего края,
К берегам мелководной Юконды
Докатилась весть печали:
Дедушка Ленин умер.
Умер добрый, как солнце,
Нам подаривший счастье.
Плачут охотники-манси,
Плачут их жены и дети.
Ты прогнал нищету и невзгоды
Из наших мансийских селений.
Нашим детям просторные школы
Ты построил, дедушка Ленин...
[Прим. – "Советское студенчество", 1938, стр. 49.].

Ленин умер, но его учение бессмертно:

Твое мудрое вещее слово
Будет жить в сердце манси народа
Столько лет, сколько наша Юконда
Несет к западу чистые воды.
[Прим. – "Советское студенчество", 1938, стр. 49.].

Бессмертие Ленина перекликается с мыслями о великом Сталине - сподвижнике Ленина и гениальном продолжателе его дела.

Сопоставляя образы Ленина и Сталина, народная поэзия раскрывает их на фоне общественно-политической жизни. Подчеркивается их близость, крепкая и нерушимая дружба, их замечательные качества, присущие им как вождям народа. Эта мысль о единстве Ленина и Сталина ярко выражена в саамской "Песне о возвращенном солнце".

Саами жили вольной жизнью. Долго они не знали "льстивых слов купцов заезжих". Но счастье изменило саами. Из "Руси торговой и от царя Москвы великой" приехали царские опричники и купили свободу тундры за "воду огневую и перстень золотой". Тогда-то и закатилось солнце саами. Ленин вернул саами жизнь и солнце. "Тундра прогнала черного ворона, прогнала и купцов заезжих".

Но вот не стало Ленина. Саами в большой тревоге. Неужели снова "закатилось солнце тундры", Нет!

Солнце вновь вернулось в тундру,
Освежило жизнь саами,
Осушило ветром слезы.
B ледяную тундру солнце
К нам привез в шинели серой
Сын того, что солнце первым
Возвратил лапландским тундрам,
Кто такой же, как и Ленин,
По ума могучей силе.
Он на айсберге по морю
К нам приехал, как на лодке.
......
Он сошел на берег Кольский.
Положил на землю солнце,
Подтолкнул его и громко
Приказал: «Ходи над тундрой,
Делай жизнь красивой в тундре,
Делай счастье людям тундры».
......
Он ушел в Москву - по тундре.
Где ступал, - там след остался:
Что ни след, то новый город,
Мост, железная дорога.
[Прим. – "Правда", 1938, 27 августа.].

Образ товарища Сталина раскрывается на фоне счастливой жизни, роста материального благосостояния и колхозной зажиточности, овладения всеми ценностями культуры. Сталин - воплощение радости и счастья новой жизни. Многие песни являются своеобразными рапортами вождю об огромных достижениях, завоеванных под руководством партии.

Прославляй и пой -
Жизнь советского гражданина пой,
Песнь о Сталине громче пой,
О справедливости и порядке.
В каждой юрте - мясо и хлеб,
В каждом чуме - мясо и сахар.
И олений пастух Вулен
Носит бархатную рубаху.
[Прим. – "Ленин и Сталин в поэзии народов СССР", стр. 547, "Юракская песня о Сталине"].

Именем Сталина назван основной закон нашей страны — Сталинская Конституция.

И народы Севера поют песни о Конституции:

В царской старой жизни
Прав мы не знали,
Сталинский закон
Нам право дал.
Царский закон
Эвенков закабалял,
Сталинский закон
Высоко эвенков поднял.
[Прим. – Из стихотворения эвенка Г. Чинкова "Сталинская Конституция"].

Как гранитный утес стоит Советский Союз среди враждебного ему капиталистического окружения. Напоминание товарища Сталина о капиталистическом окружении, угрозе военной опасности глубоко прочувствовано советским народом.

Никому саами в тундре
Не дадут обратно солнца.
[Прим. – "Ленин и Сталин в поэзии народов СССР", стр. 274.].

"Кто будет драться с советской властью, мы с тем тоже будем драться. А стрелять мы умеем так, что тюленю в глаз попадаем", - заявляют в своем письме эскимосы-охотники острова Врангеля.

Все сильнее становится наша страна. С надеждой обращаются к нам взоры трудящихся всего мира. Образ товарища Сталина - воплощение надежды и уверенности в победе всего трудящегося человечества.

Сталин — крылатое солнце,
Звезда, окрыленная мудростью времени.
На крыльях этой звезды
Рабы облетят все пространства вселенной
И похоронят насилие в ущельях,
Равнинах и склонах земли.
[Прим. – "Архангельский Север", 1936, № 2.].

Народы Севера изображают Ленина и Сталина в национальных костюмах на фоне красочной и своеобразной природы. Так, в эвенкийской сказке "Теперь в тайге светло" [Прим. – "Творчество народов СССР", Изд. "Правда", М., 1937 г., стр. 46.] Ленин показан как охотник-эвенк, с ружьем в запорошенной снегом тайге. Когда Долбонэ, подкупленный купцами, захотел убить Ленина, пихты и богульник закрывали Ленина своими ветвями.

Народная поэзия дарит те или иные образы определенному герою. Из богатой сокровищницы своего устного творчества народы Севера отобрали лучшие слова-самоцветы и любовно украсили ими образы вождей: "мудрый и сильный Ленин", "правильный человек", "Сталин - крылатое солнце", "друг и отец", "вождь дорогой и любимый", "наша надежда", "большой как мир".

В нашей социалистической стране расцветает подлинное народное искусство и, в частности, устное творчество народов Советского Севера, которые показывают миру, по словам А. М. Горького, "свежесть своего жизнеощущения, трудовую даровитость свою и прекрасную своей простотой поэзию" [Прим. – М. Горький, О литературе, изд. 3-е, стр. 420.].

Ежемесячный политико-экономический журнал "Советская Арктика" №3, март 1939 г.

Просмотрено: 514